МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ МОСКВЫ
Вступительное испытание по русскому языку
При выполнении заданий в бланке ответов рядом с номером выполняемого вами задания (А1–А25) отметьте, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
Вариант 1 (правильные ответы)
А1. Значение какого слова меняется в зависимости от места ударения?
1) атлас+
2) низина
3) оптовый
А2. Какое слово имеет значение «исполненный трудностей, страданий, тяжелых переживаний»?
1) тернистый
2) вакантный
3) скорбный+
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) несколько килограмм яблок+
2) нашествие варваров
3) две пары резиновых сапог
А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Благословляя своего избавителя,
1) изменения к лучшему произошли в Галиче, из которого бежали венгры и поляки.
2) жителями города было сделано много для его защиты.
3) жители Галича называли Мстислава Храброго Красным Солнышком.+
А5. Укажите предложение с синтаксической ошибкой.
1) Старинный ритуал — надеть кольцо в день бракосочетания — означает желание и обязанность жить в мире и согласии со своим избранником.
2) Многие дети говорят, что новый учитель более понятнее объясняет.+
3) Согласно инструкции решено направить бракованный аппарат в отдел контроля.
А6. В каком слове пишется «нн»?
1) балова..ый ребенок+
2) моще..ая дорога
3)конче..ый человек
А7. В каком ряду в каждом слове пропущена буква «е»?
1)св..тилище, оч..рк, гр..чанка
2) гр..маса, д..ковинка, расст..лить
3) д..шевле, бисс..ктриса, бракосоч..тание+
А8. В каком ряду на месте пропуска во всех словах пишется «ъ»?
1) в..ехать, суб..ект, под..язычный+
2) с..езд, в..юга, меж..издательский
3) с..емка, по..ездка, пред..юбилейный
А9. В каком варианте ответа, пропущена буква «и»?
1) затм..вать
2) буш..вать
3) прислуж..вать+
А10. В каком слове пишется «е»?
1) вин..ватый
2) ноздр..ватый+
3) век..вой
А11. На месте какой (-их) цифры (цифр) пишется «ни»?
Дед уже давно н..(1) читал н..(2) книг, н..(3) газет и н..(4)с кем н..(5) обсуждал события общественной жизни.
1) 1,5
2) 2, 3, 4+
3) 2,3
А12. В каком ряду все слова пишутся слитно?
1) работать (без)устали, найти (на)ощупь, сидеть (по)турецки
2) ударить (с)размаху, ответить (с)ходу, говорить (по)английски
3) броситься (в)рассыпную, яйцо (в)крутую, освободили (в)чистую+
А13. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Грозно зашумели уже сбросившие листву деревья и над ними по хмурому небу промчались клочки серых туч.
1) Сложносочиненное предложение, перед союзом «и» запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом «и» нужна запятая.
3) Сложносочиненное предложение, перед союзом «и» нужна запятая.+
А14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
Плюшкин(1) севши в кресло(2) и (3) взявши в руки перо(4) долго еще ворочал на все стороны четверку.
1) 1,2,3,4
2)1,3,4
3)1, 4+
А15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
Дождь прошел (1) однако (2) грибов не было.
Саня (3) однако (4) и не думал уходить так скоро.
1) 1,2,3,4
2) 1, 3
3) 1, 3, 4+
А16. На месте каких цифр должны быть знаки препинания?
Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума радость(1) и страдания людские(2) смех(3) и слезы(4) любовь(5) и гнев.
1) 1,2,3,4,5
2) 1,3,5
3) 2, 4+
А17. Как объяснить постановку тире в данном предложении?
Ввысь взлетел сокол — жмется уж к земле.
1) Вторая часть бессоюзного сложного, предложения дополняет, раскрывает содержание первой части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит резкое противопоставление содержанию первой части.+
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
А18. На месте каких цифр должны быть знаки препинания?
Я подумал(1) что(2) если в сию решительную минуту не переспорю старика(3) то уже впоследствии трудно будет мне освобождаться от его опеки.
1) 1
2) 1, 3+
3) 1,2,3
А19. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Поздней осенью очень быстро темнело(1) и(2) когда сумерки уже зарождались под неприветливым небом(3)то треск ветвей и шорох капель стали особенно отчетливо слышны(4) потому что все остальное замерло и заснуло.
1) 1, 3, 4+
2) 1,2,3,4
3) 2,3, 4
А20. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Вступая в лес, который тянется на несколько сот километров, невольно испытываешь чувство некоторой робости.
2) В эту ночь, как нарочно, загорелись пустые сараи, которые принадлежали откупщикам.
3) Дорога, по которой мы шли, напоминала старую лесную тропу.+
Прочитайте текст и выполните задания А21 – А25.
(1)… (2) Он называется лазерный оптико-акустический томограф, а применять его будут для обследования новообразований в молочных железах. (3) Прибор излучением одной длины волны помогает найти в груди пациентки неоднородность размером со спичечную головку, а другой — определить, доброкачественное это новообразование или нет. (4) При поразительной точности метода процедура совершенно безболезненна и занимает всего несколько минут, (5) … лазер заставляет опухоль петь, а акустический микроскоп по звуку находит и определяет по тембру звучания ее природу.
А21. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) В основе прибора — сразу два метода.
2) Работу авторам удалось осуществить благодаря поддержке РФФИ.
3) Уникальный прибор сконструировали физики из Международного научно-учебного лазерного центра МГУ им. М. В. Ломоносова.+
А22. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в пятом (5) предложении?
1) Прежде всего
2) Образно говоря+
3) Кроме того
А23. Какие слова являются грамматической основой в четвертом (4) предложении текста?
1) процедура совершенно безболезненна
2) процедура занимает несколько минут
3) процедура занимает+
А24. Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.
1) сложное, с бессоюзной и союзной сочинительной связью
2) сложносочиненное+
3) сложное бессоюзное
А25. Укажите правильную морфологическую характеристику слова «это» из третьего (3) предложения текста.
1) личное местоимение
2) указательное местоимение+
3) определительное местоимение
Вариант 2 (правильные ответы)
А1. В каком слове ударение падает на первый слог?
1) диспансер
2) браковщик
3) туфля+
А2. Укажите предложение, в котором произошло смешение паронимов «желанный» и «желательный».
1) Это был желанный ребенок, любимый всеми и оберегаемый от всяческих проблем.
2) Я свято верил в удачу, но почему-то желанное будущее все не наступало.
3) В ходе исследования ученые добились желанных для научной группы результатов, гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась.+
А3. Укажите предложение, в котором нарушена морфологическая норма.
1) Образ святых в золоченых рамках, полумрак, ни с чем не сравнимый запах, атмосфера умиротворения — вот, что манило ее в храм.
2) В детстве в пионерском лагере мы менялись с польскими ровесниками: мы им дарили матрешек, они нам — брелоки.
3) На совещание приглашены ректора московских вузов.+
А4. Какой из данных вариантов продолжения предложения синтаксически неверен?
Немного отдохнув,
1) мы двинулись в обратный путь.
2) следует вернуться к упражнениям.
3) мысли лучше идут на ум.+
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) Попробуйте сами сформулировать тему сочинения.
2) Приехав с Москвы, он долго рассказывал об особенностях столичной жизни.+
3) Солдат не скоро перестал тосковать по семье, помогли успокоиться только частые письма родителей.
А6. В каком слове пишется НН?
1) ветре..ый
2) гости..ица
3) деревя..ый+
А7. В каком ряду во всех словах пропущена безударная, проверяемая ударением гласная корня?
1) ур..вновешенный, п..скарь, уг..монить
2) сногсш..бательный, р..веть, од..лжить+
3) осм..леть, ос..нить, доск..нально
А8. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?
1) н..именьший, пр..воверный, с..творить
2) неот..емлемая часть, меж..языковой, порт..ера
3) измерительный пр..бор, пр..дать правильные черты, пр..казать+
А9. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква «и»?
1) дела..шь чертеж, сопровожда..мый в порт корабль
2) верт..шь колесо, независ..мый театр+
3) подавля..мый бунт, он кле..т
А10. В каком слове пишется «е»?
1) потерявшийся волч..нок
2) размеж..вка участка+
3) плохонькая рубаш..нка
А11. В каком предложении «не» со словом пишется
слитно?
1) Отдыхающие далеко (не)плохо провели время на побережье.
2) Путешественники выбрали (не)пригодное для отдыха место.+
3) (Не)легкая, а тяжелая работа сразу отвлекла писателя
от грустных мыслей.
А12. В какой строке все слова пишутся слитно?
1) (в)потьмах плохо видно, расстаться (на)веки+
2) (в)высь небесную, всматриваться (в)даль
3) (от)роду не знал, пришел (во)время
А13. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Кататься на коньках — вот мое хобби.
2) Хорошее образование — есть первое условие профессионализма.+
3) Учение о подготовке и произнесении публичной речи —
риторика.
А14. На месте каких цифр должны быть запятые?
Маленькая статуя мадонны с почти детским лицом(1) и красным сердцем на груди(2) пронзенным мечами(3)выглядывала из ветвей.
1) 1, 2, 3
2) 1, 3
3) 2, 3+
А15. На месте каких цифр должны быть запятые?
Это место(1) казалось ему(2) лучше всего подходит для прогулок. Ему казалось (3) невозможным принять это приглашение.
1) 3
2) 1
3) 1, 2+
А16. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) После каждой поездки в командировку у писателя появлялись то новые рассказы то повести то просто короткие записи в дневнике.
2) Результаты эксперимента интересуют как российских так и зарубежных исследователей.+
3) Прямая и широкая улица простиралась от нового и светлого района к морю.
А17. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Все: деревья, мельница, крестьянские избы — было после осенних дождей мокрым и грязным.
1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.+
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.
3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
А18. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Ученик (1) настроение (2) которого(3) в большинстве случаев создается обстановкой(4) должен видеть перед собой в учебном заведении только прекрасное, высокое и изящное.
1) 1,3,4
2) 2,3, 4
3) 1, 4+
А19. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Вдруг режущим светом сверкнула яркая молния(1)и(2) когда резким грохотом рассыпался первый удар(3)то с неба точно обрушилась огромная гора(4)что тотчас придавила все живое к земле.
1) 1, 2, 3, 4
2) 2, 3, 4
3) 1, 3, 4+
А20. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Вдоль берега моря и параллельно ему тянулись рядами болота и длинные озерки, которые были отделены друг от друга песчаными валами.
2) На собрание прибыли все делегаты, за исключением двух, которые отсутствовали по болезни.
3) Дорога, по которой мы часто гуляли в детстве, вся заросла высокой травой.+
Прочитайте текст и выполните задания А21 – А25.
(1)… (2)… в атомной промышленности, но и в повседневной жизни, с непрофессионалами. (3) Врачам, к которым поступают пациенты с признаками лучевого поражения, бывают нужны ответы на конкретные вопросы: какую дозу получил данный человек, как она распределяется по телу? (4)От этого зависят и прогноз, и стратегия лечения. (5) Ответы ищет ретроспективная дозиметрия — область радиационной физики, которая определяет дозу «от противного»: по тем изменениям, которые ионизирующее излучение производит в живом и неживом веществе.
А21. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Для реконструкции доз применяют различные методы: расчетный, активационный, биодозиметрический.
2) Плохо, если человек получает опасную дозу ионизирующего излучения, да еще не имея при себе дозиметра, и, тем не менее, такие случаи происходят.+
3) Один из наиболее мощных методов — ЭПР-дозиметрия — основан на анализе спектров электронного парамагнитного резонанса (ЭПР) облученных материалов.
А22. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором предложении?
1) Не только+
2) Кроме того
3) Так как
А23. Какие слова являются грамматической основой в четвертом (4) предложении текста?
1) зависят и прогноз, и стратегия+
2) зависят стратегия лечения
3) зависят от этого
А24. Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.
1) сложное, с бессоюзной и союзной сочинительной связью
2) сложносочиненное
3) сложное, с союзной подчинительной связью+
А25. Укажите правильную морфологическую характеристику слова «этого» из четвертого (4) предложения текста.
1) указательное местоимение+
2) определительное местоимение
3) вопросительное местоимение